Журнал Ректор

Ректор ВУЗаОсновной задачей системы высшего образования является удовлетворение потребностей рынка труда в специалистах нужного профиля. При этом выпускаемые специалисты могут иметь различное качество подготовки, от которого зависит, насколько полно они будут соответствовать предъявляемым требованиям. Развитие общества, в частности науки и техники, постоянно вносит коррективы в содержание высшего образования. Специалист каждого нового выпуска того или иного учебного заведения всегда должен иметь более высокий уровень подготовки, чем специалист предыдущего выпуска. Подготовка специалистов, отвечающих современным запросам, влечет за собой непрерывное совершенствование учебных планов и учебного процесса с тем, чтобы они всегда соответствовали требованиям, предъявляемым временем. В этих условиях вузы сталкиваются с трудноразрешимой проблемой: как наладить эффективное управление процессом обучения, которое бы учитывало все нюансы сегодняшнего дня? При этом без современных информационных технологий обойтись невозможно. Сегодня многие высшие учебные заведения разрабатывают собственные программы автоматизированного управления. Журнал «Ректор вуза» побывал на экономическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, где успешно действует система автоматизированного управления учебным процессом.

Журнал «Ректор вуза» побывал на экономическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, где успешно действует система автоматизированного управления учебным процессом, и попросил декана факультета профессора Василия Петровича Колесова рассказать о секретах управления крупным коллективом студентов и преподавателей.

Ректор ВУЗа

Наш факультет действительно по ежегодному набору студентов самый крупный в университете. Сейчас на экономическом факультете обучается более 3000 студентов, почти 500 аспирантов и соискателей, около 1500 слушателей программ дополнительного образования. По своим масштабам факультет, как и некоторые другие факультеты МГУ, вполне может сравниться с отдельным вузом. Управлять таким хозяйством довольно сложно, поэтому важно соблюдать принципы демократичного управления, привлекать к управлению большое число компетентных в своей области, надежных людей, ведь мы изначально не профессионалы-управленцы. У декана есть заместители, каждый отвечает за определенную область учебной, научной работы. Но в первую очередь все мы преподаватели, занимающиеся наряду с преподавательской работой управленческой деятельностью. Наличие дружной и эффективной команды - это первое, важное условие. И конечно, сегодня, когда образование очень динамично развивается, без современных информационных технологий просто невозможно обойтись. У нас на факультете действует «Интегрированная аналитическая информационная система экономического факультета МГУ» на платформе SAP/R3 (ИАИС ЭФ), которая имеет подсистемы «Кадры», «Финансы», «Бухгалтерия», «Плановый отдел», «Учебный отдел» и т.д. А немного раньше у нас появилась «Автоматизированная система управления учебным процессом экономического факультета» (АСУ УП ЭФ), которая поначалу применялась для автоматизированного составления расписания занятий и оперативного управления учебным процессом. Поводом для ее использования послужила нехватка помещений, потому что изначально факультет был рассчитан на прием 200 человек, а теперь студентов, как я уже говорил, значительно больше. За 30 лет, что мы живем в этом здании, количество студентов утроилось, число кафедр удвоилось, а помещения остались те же, поэтому учебные площади даже немножко сократились. В конечном счете сложилось так, что у нас на каждого студента приходится по одному квадратному метру учебной площади. И чтобы эффективно ее использовать, чтобы учесть все нюансы, человеческих возможностей стало не хватать.

Необходимо было автоматизировать этот процесс. И решить эту задачу взялся Юрий Владимирович Трубников, начальник диспетчерской службы факультета. В результате внедренная у нас АСУ УП ЭФ позволила достаточно рационально и оперативно составлять расписание, которое при нашем «образовательном поле» в более чем 400 курсов позволило разместить 27 потоков, 82 академических и 218 языковых групп постоянного состава, а также 73 потока и 356 групп переменного состава, формируемых для изучения спецкурсов, дисциплин по выбору и факультативов. В результате аудитории у нас полностью загружены в три смены, редкими стали срывы и накладки - и все это благодаря тому, что есть программно-машинный комплекс, который все это рационально обслуживает. Но эта система позволила не только оптимально использовать аудиторный фонд. Мы пошли дальше: имеется возможность получать информацию не только декану, но и кафедрам, преподавателям, где какая группа занимается, какой курс. Сегодня можно «нажатием одной кнопки» узнать, какие занятия и по каким дням ведет любой преподаватель. Вызываем фамилию студента - и видим, в какой он группе, чем группа занимается, какие лекции, семинары в этой группе на протяжении семестра и т.д. А раз есть достоверная и полная информация - можно осуществлять эффективное управление. После проведения экзаменов сведения поступают в систему, и мы знаем, какие у кого отметки, какие задолженности. То есть из этой системы можно брать статистику об успеваемости студентов; сведения о нагрузке преподавателей также есть в системе. Таким образом, начав с решения задачи размещения на ограниченных площадях, мы перешли к системе, которая помогает видеть и принимать решения по управлению всеми другими аспектами учебной деятельности.

- У вас на факультете действуют три информационные системы. С чем это связано?

- Да, это так. Самая старая информационная система АИС - это система ректората для контроля за потоками студентов, но ее сегодня недостаточно. Вторая - это АСУ УП ЭФ - совместный программный продукт украинских разработчиков и экономического факультета, и плюс к этому внедрена система ИАИС ЭФ (SAP). Они не конфликтны и, думаю, в перспективе могут быть интегрированы в единую систему. Сведения из АИС мы переносим в ИАИС ЭФ (SAP). А когда АСУ УП будет сопряжена с ИАИС ЭФ (SAP), то эта система сильно обогатится, потому что в ней никогда не было такого сильного блока автоматизированного управления учебным процессом. Впрочем, АСУ УП ЭФ может развиваться и дальше как самостоятельный программный продукт. В силу ее значительной самодостаточности у нее огромный потенциал. И я думаю, что другие вузы тоже будут заинтересованы развернуть такую систему, а факультеты МГУ уже интересуются и идут по нашим стопам. На сегодня система внедрена на социологическом, философском и внедряется на юридическом факультетах университета.

Подробнее о системе автоматизированного управления учебным процессом мы попросили рассказать Юрия Владимировича Трубникова, администратора автоматизированных систем управления учебным процессом экономического, социологического, философского и юридического факультетов МГУ, имеющего к ее разработке, внедрению и эксплуатации самое непосредственное отношение.

- Юрий Владимирович, насколько, на ваш взгляд, сегодня актуально внедрение в вузах автоматизированных систем управления?

Ректор ВУЗа

- Твердо убежден, что это чрезвычайно актуальная задача, причем не только сегодняшнего дня, но, увы, и вчерашнего. Увы - потому, что движение по этому пути идет очень медленно и, я бы сказал, не системно, со значительным отставанием от современных требований. Не вызывает сомнения, что мы «обречены» на внедрение информационных технологий в образовании, это неизбежность. Зачем далеко ходить за примерами - мобильная телефонизация - 10 лет назад у кого был сотовый телефон, а сегодня он есть у каждого ребенка или пожилого человека. Но как быстро, с какими ошибками и затратами будет пройден этот путь - это то, над чем надо серьезно и много думать. Ситуация, на мой взгляд, выглядит следующим образом. За последние десятилетия в большинстве вузов по известным причинам сверх бюджетного контингента обучаемых появились договорные (платные) студенты, а ресурсное обеспечение вузов не наращивалось. Кроме того, происходила модернизация образования, в частности в направлении Болонского процесса, а это, в свою очередь, привело к увеличению числа изучаемых дисциплин и вариативности самого учебного процесса. В силу этого многие вузы с точки зрения управления стали весьма громоздкими и неповоротливыми. Управленческая информация, которая концентрируется где-то в ректорате, зачастую поступает туда недостаточно достоверная, и с большими временными задержками.

Очевидно, что работа вузов без использования управленческих информационных систем становится недостаточно эффективной, что в первую очередь бьет по качеству образования. Если появляется такая система, снижается число ошибок и трудоемкость управленческого процесса, повышается его достоверность. Соответственно, повышается и качество образования, потому что кроме содержательной составляющей в образовании очень важен фактор организационный.

- Расскажите, как эта система появилась на факультете, пару слов о себе и авторах.

- Раньше я был военнослужащим и занимался разработкой алгоритмов и программированием специальных задач АСУ военного назначения, а пришел на экономический факультет МГУ чуть более четырех лет назад. Тогда в диспетчерской не было компьютеров, не использовались и компьютерные технологии. А объем работы был огромным, ведь факультет по числу студентов - самый большой в МГУ. Помню, что поначалу я находился в состоянии паники: как управлять таким количеством студентов, составлять расписание? В бакалавриате у нас учится 2,5 тыс. студентов и 700 в магистратуре (это единственный факультет МГУ, который так значительно продвинулся в направлении Болонского процесса). Всего на факультете более 4 тыс. студентов и других категорий обучающихся. Я было собрался увольняться, но меня удержала от этого шага Дмитриева Наталья Андреевна -в то время заведующая учебной частью бакалавриата, великолепный профессионал, всю свою жизнь отдавшая МГУ. Она-то и подтолкнула - соберись, используй свой предыдущий опыт. Сначала я начал сам писать соответствующую программу, и на первых порах она здорово помогла в работе, но стало ясно, что одновременно заниматься своей основной работой и делать какую-то самостоятельную разработку с нуля очень трудно. Пришлось начать вести поисковые работы. Забросил «удочку» в другие вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Новосибирска и на Украину. В Харькове есть великолепный вуз - Харьковский институт радиоэлектроники (ХИРЭ). Я был уверен, что там что-то есть, и нашел не саму систему, а ее след. Потом меня вывели на Сумской национальный аграрный университет (СНАУ), где вторую очередь системы в действии мне показал проректор по учебной работе, заведующий кафедрой информатики профессор Лавров Евгений Анатольевич - один из разработчиков. Другой разработчик - харьковчанин - доцент Клименко Александр Васильевич, более 15 лет назад работая в ХИРЭ, дал рождение первой очереди этой системы. Украинские разработчики - талантливые люди, настоящие энтузиасты своего дела. Началось наше сотрудничество. Позднее к нам присоединился инженер ВЦ СНАУ Назаров Сергей Иванович, который работает над WEB-приложе-ниями. В России первое внедрение этой системы состоялось на нашем факультете.

Поначалу система не могла обслуживать наш учебный процесс, поскольку мы уже вошли в Болонский процесс, а механизма обработки индивидуальных траекторий обучения в системе не было. И началась совместная работа. Два с половиной года назад была запущена третья очередь системы, которая учитывает индивидуальную траекторию обучения студента и является совместной разработкой ООО «МКР» (г. Харьков) и экономического факультета МГУ. Сейчас уже практически на выходе четвертая очередь системы, которая позволяет автоматизировать учет выбора студентами изучаемых дисциплин. Оказалось, что это весьма сложный процесс, а ручная обработка этого материала приводит к значительным ошибкам.

Студенты получили право выбирать разные дисциплины, соответственно, у них будут указаны разные дисциплины в приложении к диплому, разное наполнение образования при одинаковой записи специальности в дипломе одного и того же вуза, и отследить этот процесс по мере того, как обучающиеся иногда меняют свои решения в течение семестра, очень сложно. Пришлось сделать специальные доработки. Запустить четвертую очередь мы собираемся во время предстоящих летних каникул.

Я иногда задумываюсь, почему АСУ УП ЭФ так динамично внедрялась и совершенствовалась на экономическом факультете? Ответ один -этому способствовала прогрессивная атмосфера в коллективе, отсутствие консерватизма, здоровая конкуренция с АИС, ИАИС ЭФ (SAP) и, конечно, люди. Руководство факультета: профессора В. П. Колесов, А. Н. Елисеев, доценты М. В. Палт, И. Г. Телешова - были не просто благосклонны, а непосредственно участвовали в работах по усовершенствованию системы, особенно активное участие принял Михаил Викторович Палт. Команда доцента А. Ю. Кромина в составе В. А. Пшен-кина, В.А. Булатова, М.Е. Лазарева, А. А. Меньшова обеспечила великолепную 1Т-«площадку» для развертывания и обеспечения работоспособности АСУ УП ЭФ. Непосредственную поддержку функционирования системы осуществляли Ю.С. Кологоров, Н. А. Макпакова, Н. И. Бакумцева, тестирование системы проводил Ю.С. Кологоров - в прошлом опытнейший военпред и испытатель. Поскольку на факультете развернуто около 70 автоматизированных рабочих мест (АРМ) АСУ УП ЭФ, а полтора года назад на сайте факультета запущена WEB-надстройка системы - internet-портал http://cacs.econ.msu.ru, то в совершенствовании системы приняли участие многие наши студенты и преподаватели.

- Но сейчас на факультете три системы автоматизированного управления?

- Сразу хочу оговориться: я отношусь с большим уважением ко всем трем системам, поскольку мне, как профессионалу, ясно, какой колоссальный коллективный труд вложен в каждую из них. Но тем не менее существует проблема функциональной адекватности модели объекту моделирования. В нашем случае все три системы - это некие модели, а учебный процесс -это объект автоматизации. По моему мнению, АСУ УП ЭФ наиболее точно соответствует реальному учебному процессу и наиболее полно охватывает его элементы. И у меня есть свое объяснение этому. Когда разрабатываются большие системы, традиционно сначала проводится обследование объекта автоматизации, далее написание постановки задачи, или технического задания, потом разработка алгоритма, далее самих программ, потом испытания системы, доработки, опытная эксплуатация и т.д., причем на разных этапах исполнителями являются разные коллективы. Этот процесс был очень длительный, и системы устаревали, не успев войти в строй, а поскольку на разных этапах работали разные люди, иногда рождалось изделие не то, которое ждали. Подобная схема в силу своей громоздкости часто себя не оправдывала. В нашем случае разработчики великолепно знают учебный процесс изнутри и одновременно являются классными программистами, и все этапы создания и совершенствования системы осуществляются одной командой.

Ректор ВУЗа

Важно отметить, что система обкатывалась в нескольких вузах Украины, в каждом из которых имелась своя специфика и особенности. Причем она работает и с постоянной, модульной и модульно-рейтинговой и т.п. системами организации учебного процесса. Четыре года назад на факультете была только одна система, о которой я уже упоминал, АИС. Но она обслуживала определенный ряд процессов (зачисление, успеваемость, движение контингента от семестра к семестру, выпуск), а расписание и текущее оперативное управление учебным процессом не обслуживала. Вся информация по этой системе шла только в ректорат. Кроме того, система была несетевая, результаты носили на дискетах, поэтому надежность, достоверность и дисциплина обслуживания системы были невысокими. Три с половиной года назад я доложил на деканате о разработке украинских программистов. Мне дали добро на ее внедрение, поскольку она закрывала белое пятно: генерацию расписания занятий и оперативное управление, т.е. отслеживание ежедневного движения учебного процесса.

А буквально через месяц заседание деканата была представлена система фирмы REDLAB, которая продвигает на российском рынке ERP решения транснациональной компании SAP. В России есть представительство SAP, а фирма REDLAB достаточно тесно связана с МГУ, в ней трудится достаточно много представителей университета, но она является самостоятельной коммерческой единицей. Несмотря на то что стоимость ИАИС ЭФ (SAP) была на два порядка выше стоимости украинской системы, наш декан принял решение внедрять обе системы. Это напомнило мне ту ситуацию, когда в нашей стране почти одновременно создавались два очень похожих истребителя - СУ-27 и МИГ-29, что привело в результате к появлению на вооружении не имеющего аналогов авиационного комплекса, элементы которого взаимодополняют друг друга. Время показало, что практически одновременное внедрение АСУ УП ЭФ и разработка ИАИС ЭФ (SAP) было таким же мудрым решением: обе системы работают и дополняют друг друга.

Нас, как энтузиастов своего дела, очень радует, что наша система движется по факультету самостоятельно. Она сетевая, на факультете установлено, как я уже говорил, 70 автоматизированных рабочих мест, которые используются довольно активно. Даже учебный отдел, инспектора, достаточно консервативные сотрудники, у которых большой объем работы, сами попросили установить систему и все в ней работают. Нам удалось внедрить систему на философском, социологическом факультетах и сейчас уже готово внедрение на юридическом факультете. А полтора года назад, когда мы запустили портал экономического факультета, то за первую неделю на нем было зарегистрировано 70 тысяч посещений. Это носило характер настоящего информационного взрыва.

- В чем же главный плюс вашей системы?

- Как мне кажется, их несколько. На кого мы работаем? В первую очередь на студентов, и они теперь имеют оперативный доступ в режиме online к необходимой информации с помощью WEB-портала АСУ УП ЭФ. Естественно, этот сервис доступен преподавателям, сотрудникам и т.д.

Сегодня много говорят о Болонском процессе, о том, что образование должно стать мобильным. Поскольку Болонский процесс подразумевает несколько иную организацию образования, то здесь нужны и другие подходы. Принципиальное отличие состоит в следующем: если все образовательные учреждения раньше работали с такой неделимой единицей как академическая группа, и ниже не опускались, то Болонский процесс предусматривает в первую очередь индивидуальную траекторию обучения каждого студента. Таким образом, с точки зрения объекта управления мы опускаемся на ступень ниже - от академической группы к студенту. Мне, к сожалению, не известны, по крайней мере в странах, ранее входивших в СССР, системы, которые бы работали с индивидуальными траекториями обучения. И последний фактор. Все системы управления, будь они автоматизированные или неавтоматизированные, носят, естественно, иерархический характер. Есть топ-менеджер, к примеру ректор, есть средний уровень управления (деканы факультетов) и есть нижний уровень, то есть люди, которые участвуют в организации учебного процесса, осуществляют наполнение системы информацией и т.д. И вот при таком типовом построении системы управления первое лицо, верхушка, всегда получает какие-то результаты, о качестве мы не будем говорить. Иногда в системах обслуживается среднее звено, но нижнее звено, как правило, в этих системах не обслуживается. Оно являются как бы кочегаром, который забрасывает в топку уголь, но плохо представляет, куда и зачем едет паровоз. Мы же три года назад внедрили на факультете систему автоматизированного управления учебным процессом, которая обслуживает работу и нижнего звена, а у этого звена весьма не простой труд.

В системе реализована подсистема мониторинга и разграничения доступа. Различным категориям пользователей предоставляется индивидуальный набор прав в соответствии с их функциональными обязанностями.

Любые автоматизированные системы могут строиться на разных принципах. Здесь принят принцип имитационного моделирования, то есть эта система ничего в учебном процессе не меняет, а является электронным отображением реальных событий. Считаю, это очень важный момент. Она легко настраиваема на особенности учебного заведения. Но это, к сожалению не «боксовый» продукт, но таковым система и не может быть. Каждый вуз, факультет имеет свою специфику, и при внедрении необходимо проводить настройку системы. Мы сопровождаем эту систему, осуществляем процесс ее установки, наполнения и поддержки, разработчик делегировал нам эти права. Система сетевая, может интегрироваться в состав вуза. Теперь об устойчивости систем. По моей оценке, наша система более устойчива, чем АИС, ведь она существует более 15 лет и хорошо «обкатана». А по сравнению с ИАИС ЭФ (SAP) существенно менее жесткие требования к аппаратной среде.

Результаты работы по АИС и ИАИС ЭФ (SAP) у нее видят только наверху, а наша система обслуживает и низшие звенья, рядовых сотрудников, которые могут получить необходимую им информацию. А интенсивность использования портала сама говорит за себя. В зарубежных вузах в подобных программах акцент делается на финансовой составляющей, расчете нагрузки, но самой организации учебного процесса уделяется меньше внимания, и связано это с тем, что у каждого преподавателя есть своя аудитория. А мы работаем в условиях острого дефицита аудиторного фонда. Поэтому для нас проблема составления расписания вдвойне актуальна. Мы не знаем аналога таким разработкам, которые позволяют формировать расписание занятий с учетом индивидуальной траектории обучения студента, в том числе и в автоматическом режиме. Наше расписание - это многомерная матрица 5-6-го порядка, которая постоянно корректируется.

Ректор ВУЗа

При составлении расписания занятий на порядок снизилась трудоемкость этого процесса, повысилась эффективность использования аудиторного фонда. Кроме того, все текущие изменения в расписании в оперативном режиме вносятся, фиксируются и доводятся до сведения участников учебного процесса (студентов и преподавателей), что не приводит к срыву занятий. Значительно упростился и стал более точным учет педагогической нагрузки кафедр и преподавателей.

- Возможно ли внедрение этой системы в других вузах?

- Конечно, возможно. Альтернативы сегодня я не вижу, хотя систем существует много. Я иногда в разговорах позволяю себе сравнивать АСУ УП по готовности, охвату решаемых задач, надежности, некой универсальности с автоматом Калашникова. Она очень полезна и нигде нас не подводит. В Украине она внедрена в десяти вузах, среди которых есть довольно крупные - по 20 тыс. студентов. Наиболее полномасштабное внедрение осуществлено в Харьковской национальной академии городского хозяйства под руководством ректора профессора Л.Н. Шутенко и начальника ВЦ доцента Н. П. Пана. Однако за последние годы темпы внедрения системы в Украине снизились. Мне кажется, нынешние украинские руководители больше озабочены не тем, как и чему учить, а на каком языке.

В России система внедрена на ряде факультетов МГУ: на социологическом (internet-портал http://cacs.socio.msu.ru) под руководством и при участии декана профессора В. И. Добренькова, его заместителей доцентов С. В. Трофимова, А. В. Синякова и заведующей учебной частью Г. Г. Рубцовой; на философском факультете (internet-портал http://cacs.philos.msu.ru) под руководством и участии проректора, декана профессора В. В. Миронова, его заместителя доцента Е. В. Брызгалиной и диспетчера Н. А. Степановой. На юридическом факультете внедрение ведется под руководством и при участии декана профессора А. К. Голиченкова, его заместителя доцента Н. Н. Белоко-быльского, заведующего лабораторией, доцента А. А. Косовца. В настоящее время идет внедрение системы в Белгородской государственной сельскохозяйственной академии. Интерес к нашей системе проявляли и другие вузы, в частности, МГИМО.

Там с ней внимательно знакомились ректор, профессор А. В. Торкунов, проректор, доцент В. Б. Кириллов и ряд других сотрудников. Проявило интерес к системе руководство Севастопольского филиала МГУ. Система была представлена в старейшем вузе страны - в Московской духовной академии и получила положительную оценку ректора архиепископа Верейского Евгения. Система рассматривалась на заседании под руководством проректора Ю. И. Дрейзиса в Сочинском государственном университете туризма и курортного дела. Осуществлялось пробное внедрение в Российском Православном институте св. Иоанна Богослова под руководством 1 -го проректора игумена Петра. Однако из-за неготовности технической базы института работы временно приостановлены.

Система докладывалась руководству механико-математического, геологического факультетов, а также на факультетах иностранных языков и государственного управления. Были получены позитивные отзывы. С системой знакомилось руководство и сотрудники НИ ВЦ и компании REDLAB. Начаты переговоры о сотрудничестве с компанией Competentum (г. Долгопрудный). Я вижу, что на других факультетах наша система пользуется популярностью, об этом свидетельствуют многочисленные отзывы, поэтому у нас есть четкое ощущение, что мы на правильном пути. Если же кто-то назовет инструмент лучше, мы его возьмем. Думаю, что ее внедрение облегчило бы жизнь многим вузам, но я мечтаю внедрить эту систему хотя бы на всех факультетах нашего университета. А для этого необходимо принципиальное решение ректора.

Система докладывалась руководству механико-математического, геологического факультетов, а также на факультетах иностранных языков и государственного управления. Были получены позитивные отзывы. С системой знакомилось руководство и сотрудники НИ ВЦ и компании REDLAB. Начаты переговоры о сотрудничестве с компанией Competentum (г. Долгопрудный). Я вижу, что на других факультетах наша система пользуется популярностью, об этом свидетельствуют многочисленные отзывы, поэтому у нас есть четкое ощущение, что мы на правильном пути. Если же кто-то назовет инструмент лучше, мы его возьмем. Думаю, что ее внедрение облегчило бы жизнь многим вузам, но я мечтаю внедрить эту систему хотя бы на всех факультетах нашего университета. А для этого необходимо принципиальное решение ректора.

Журнал «Ректор вуза» попросил поделиться своим мнением по поводу системы автоматизированного управления учебным процессом двух заместителей деканов: экономического и социологического факультетов МГУ, которые используют эту систему в своей работе. Слово заместителю декана экономического факультета, директору программы бакалавров, доценту, кандидату экономических наук Михаилу Викторовичу Палту.

Ректор ВУЗа

- Без этой системы очень тяжело составить расписание, поскольку у нас много потоков и занятия проходят не только в академических группах. Для изучения той или иной дисциплины студенты собираются из разных академических групп, создавая так называемые виртуальные группы. При ограниченном аудиторном фонде очень трудно составить на бумаге с помощью клеточек, карандаша и ластика, как это раньше делалось, расписание, которое исключает различного рода накладки. То аудитории нет, то две группы оказываются в одном и том же месте, то у преподавателей накладки, когда они в одно время должны находиться в разных местах. Первоначально ставилась задача создать автоматизированную систему по составлению расписания, а выяснилось, что в результате эксплуатации этой системы и ее совершенствования решаются гораздо более важные и масштабные задачи. Мы изучали рынок, смотрели в других вузах, где что применяется, аналогов этой системы нет. Нет такой автоматизированной системы, которая могла бы помочь не только составить расписание, но и отслеживать изменения в нем, в режиме оперативного управления вносить необходимые поправки и контролировать нагрузку преподавателей. Даже контроль за исполнением учебного плана происходит через эту систему. Идут подвижки в учебном плане, каждый год он подвергается каким-то изменениям. Это все фиксируется системой и в автоматическом режиме составляются рабочие планы. Нужно просто отслеживать этот процесс не только диспетчерской службе, но и преподавателям кафедры с точки зрения контроля того, какая у них нагрузка, когда им нужно прийти. Стало возможным быстро получить расписание кафедральное, т.е. на всех преподавателей, и индивидуальное.

- На факультете действуют три информационные системы управления, как они взаимодействуют?

- Мы подразделение МГУ, есть информационная система университета, которая не составляет расписания, но ведет учет движения контингента учащихся от зачисления до выпуска. И она из ректората распространяется на все другие факультеты. Мы обязаны в ней работать. С другой стороны, в системе украинских разработчиков тоже есть блок движения студентов, но мы его не эксплуатируем. При доброй воле ректората эта система полностью может заменить другие. А пока что она задействована лишь на 30%. Важно другое: чтобы одна и та же информация не вводилась в каждую действующую систему в отдельности. Мы пытаемся договориться с ректоратом о протоколах обмена, чтобы исключить двойную работу, но вступают в игру какие-то корпоративные интересы, и договориться пока не удается. Хотя все в этом заинтересованы. Но, надеюсь, в ближайшем будущем эта проблема будет решена.

Слово заместителю декана социологического факультета по учебной работе, доценту, кандидату социологических наук Сергею Викторовичу Трофимову.

Ректор ВУЗа

- Мы внедрили систему автоматизированного управления учебным процессом чуть больше года назад, причем в два этапа. Сначала начал работать блок, управляющий расписанием, а летом был oткрыт портал. Сейчас каждый студент и преподаватель могут получить расписание практически в любом месте, где есть Интернет. Заодно можно посмотреть какие-то изменения, которые неизбежно происходят в текущем расписании. В будущем мы планируем ввести блок тестирования, который пока еще находится в разработке. А вот расписание, плюс портал - пользуемся стабильно.

- Изменилось что-то в работе?

- Стало гораздо удобнее. Теперь не возникает таких ситуаций, когда одну и ту же аудиторию дают разным группам. Если при ручном составлении расписания можно что-то забыть, то здесь машина ничего не забывает и не позволяет ошибок, отслеживает, какие аудитории будут заняты. Автоматический учет гораздо удобнее. А при составлении расписания автомат подсказывает диспетчеру сво-бодность аудитории, групп, есть ли окно. Ну и плюс к тому преподаватель может высказать определенные пожелания, когда ему удобнее вести занятие, когда он абсолютно не может, все это учитывается.

- С какими сложностями вы столкнулись, когда внедряли эту систему?

Сложности достаточно банальны: заставить каждую кафедру сдать вовремя всю информацию, но это, наверное, не только наша проблема. Других сложностей у нас не было, потому что в учебной части люди уже владели компьютером и им нужно было только объяснить, как работать. Любой системой нужно овладеть. Это был рабочий момент. В целом же мы очень довольны работой этой системы, которой интересуются все больше факультетов. В крупном вузе без нее обойтись нельзя. Это веление времени, и я думаю, что за этой системой наше будущее.

Журнал «Ректор вуза» заинтересован рассказывать об опыте внедрения новых разработок, позволяющих повысить качество управления вузом, а значит - и качество образования. Надеемся, что эта статья вызвала интерес у руководителей многих вузов. Возможно, кто-то решит поделиться собственным опытом. Журнал всегда открыт для обмена мнениями и предлагает продолжить этот важный разговор.